Что может сделать учитель, чтобы помочь ребёнку пережить горе
Обстановка в школе резко отличается от тягостной домашней атмосферы. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создаь ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение.
· Учитель должен сказать ребёнку, что он знает о его горе.
· Наблюдайте за изменениями в поведении ребёнка. В первые недели обычно наблюдаются тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребёнку.
· Если ребёнок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Желание поговорить о том, кого он любил, а теперь потерял может быть очень сильным. При раговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребёнка, возьмите его за руку.
· Важно поговорить с ребёнком о смерти как о части жизни, когда представится такая возможность. Будьте готовы к вопросам и вегда будьте честными в ответах. Не бойтесь сказать "Я не знаю".
· Покажитеребёнку, что плакать не стыдно. Если ваши газа наполнились слезами, не скрывайте этого. "Ты очень любил маму, я это понимаю. Очень грустно, что она умерла." Не следует произносить фраз типа "Тебе скоро будет лучше" и не пытайтесь сменить тему разговора. Гораздо лучше будет сказать "Я знаю, что мама любила тебя, и ты никогда не забудешь её."
· Ребёнок может настолько погрузиться в свои переживания и размышления, чо теряет связь с внешним миром. При этом говорить ребёнку, чтобы он больше старался, был внимательнее абсолютно бесполезно: умственно он совершенно дезорганизован.
· Если вы замечаете, что ребёно забыл, о чём вы его спросили, постарайтесь проявить трепение, спокойно повторите свой вопрос.
|