Особенности протекания процесса адаптации
к обучению в старшей школе.
С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Физическое развитие в юношеском возрасте в основном завершается, заканчивается половое созревание – большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде, но с точки зрения развития психики, ранняя юность – время важнейших и принципиальных изменений. Самые серьёзные изменения происходят в это время в сфере развития самосознания и идентичности. Это связано как с внутренними, так и с внешними причинами, а именно со спецификой социальной ситуации развития, суть которой на данном возрастном этапе состоит в том, что общество ставит молодого человека в условия настоятельной необходимости совершить профессиональное самоопределение в условиях реального выбора. Старшеклассники испытывают потребность в том, чтобы школа помогла им определиться с выбором будущей профессии. К сожалению эта потребность зачастую оказывается неудовлетворённой. Кроме того, у совершивших профессиональный выбор десятиклассников возрастает критичность в отношении школьной программы, они чётко делят для себя предметы на «нужные» и «ненужные», что не может не сказываться на эффективности учёбы. Самоопределение связано с потребностью старшего школьника занять позицию взрослого человека. Очень часто переход в старшую школу связан с надеждами на приобретение особого статуса, и когда новоиспечённые старшеклассники не видят особых изменений в отношении к ним со стороны учителей, зачастую возникают непонимание и конфликты. Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее. Нередко в своих мыслях и ощущениях старшеклассники находятся уже вне школы, воспринимают обязанность её посещения как досадную необходимость.
Наконец, большинство десятиклассников сталкиваются с резким увеличением учебной нагрузки, что зачастую приводит к различным нарушениям как в физическом, так и в психологическом самочувствии. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распределения времени и планирования собственной деятельности.
|