Правила эффективного общения
Своим поведением во время урока показывайте пример ученикам: сдерживайте свои эмоции. Ваш стиль общения должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся. Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной причиной волнения учащихся.
Не используйте в общении с учащимися:
· Угрозы («Если ты не прекратишь…»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции, сообщите ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся. Говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, о его поведении.
· Критику («Сколько раз уже говорили…», «Слушать надо было…»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания.
· Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».
· Высмеивание («Что за тупица…», «Кто так делает…»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями вы демонстрируете лишь уход от разговора.
· Уговоры («Успокойся, это неважно»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты переживаешь (расстроен, рассержен…)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.
|