Приветствую Вас Гость | RSS  Понедельник 06.05.2024, 16:34
Тел.: 32-99-36 , 8-905-896-89-40, 32-89-40 E-Mail: scorpa11@mail.ru
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Цитата дня
"С первым осенним холодком жизнь начнется сначала"

Великий Гэтсби.

По категориям:
Тренинги [7]
Проекты [5]
Выступления и публикации [9]
Статьи [21]
На заметку родителям [18]
Узелки [6]
Психологам и студентам [4]
На заметку педагогам [14]
Юношам и девушкам [6]
Вы спрашивали - мы отвечаем [5]
Душа и тело [4]
О нас в СМИ [9]

Главная » Статьи » Статьи

Акцентуированные черты характера и отклоняющееся поведение подростков
Авторы: А.Горбунов- студент факультета СПППНО ОГТИ
А.Х.Попова – доцент СПППНО ОГТИ    (г.Орск)

Акцентуированные черты характера и отклоняющееся  поведение подростков

     Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование.       
     Одним из важных моментов в понимании отклоняющегося (девиантного поведения) детей и подростков и определении его причин являются акцентуации характера. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В связи с этим возникает проблема взаимозависимости акцентуации характера  и проявления девиации подростков.
     Целью нашего исследования являлось установление взаимосвязи определенных  акцентуаций характера с девиантным  поведением подростков. Возможно ли предугадать и предотвратить отклоняющееся поведение подростков,  зная их особенности акцентуированных характеров? Что позволит повысить эффективность коррекционной работы социального педагога с девиантными подростками.
     «Акцентуированная личность» - этот термин был предложен  К. Leonhard (1968). Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Именно типы характера, а не личности в целом описаны K. Leonhard, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого. Для подросткового возраста термин «акцентуированные черты характера» является наиболее точным. В детском возрасте, по справедливому замечанию В. В. Ковалева (1981), не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.
     При акцентуациях характера его особенности  могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное—особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода, либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере.
     Акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом. Она является лишь почвой, предрасполагающим фактором, на котором могут возникать различные расстройства — острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения. Как отмечают специалисты (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают наименьшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70% подростков с отклоняющимся поведением обнаруживается изначальные нарушения характера, у 60% - установлены различные типы акцентуаций, у 20-28% беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками.
     Акцентуации характера большинства типов (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) также именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Однако при неправильном воспитательном воздействии явные акцентуации в подростковом возрасте могут стать скрытыми.
     Нами были установлены корреляции между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением. Это позволило предположить, что ряд типов акцентуаций характера при неадекватных действиях педагогов  провоцируют отклоняющееся поведение подростков.
     По результатам исследования, которое было организовано в марте 2008 года в ОУ№1 г.Орска, где выборка составила 40 полростков седьмых классов, частота встречаемости акцентуаций характера, установленная  методом ПДО А.Е. Личко, была следующая:
  • количество учеников, у которых выявлен эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера составило по 35% на каждый из типов,    смешанный тип акцентуаций у 10% учеников, циклоидный, шизоидный и сенситивный типы – по 5% на каждый из типов.  Таким образом, в исследуемых классах преобладают эпилептоидный и гипертимный типы.  
  • частота встречаемости лиц с выраженной эмансипацией у 16% учеников, с умеренной эмансипацией у 47%, со слабой у 37%учеников.
     Последний факт привлек наше внимание тем, что реакция эмансипации  проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.
     Эмансипации как специфически-подростковая реакция, так же как и детская поведенческая реакция в подростковом возрасте, может быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологическое нарушение поведения. По мнению В.В.Ковалева (1973) реакции становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а так же, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию. Благодаря использованию ПДО можно выявить уровень эмансипации и понять, как степень ее выраженности влияет на поведение ребенка, его адаптацию, что немаловажно для организации коррекционного воздействия.
     Методом экспертной оценки были выделены в 7-х классах подростки с явно выраженными отклонениями в поведении. Сопоставление результатов ответов условно называемых нами «нормальных» и девиантных подростков    показало следующее: - у «нормальных» детей наличие эпилептоидного типа составляет 28,6%, а гипертимного – 45,5%;
- у девиантных детей: эпилептоидный тип – 42,9%, гипертимный тип – 36,4%.  
     Данные результаты представляют интерес для нас, хотя и актуальны, возможно, только для данного коллектива. Для подростков  эпилептоидного типа акцентуации характерна склонность к дисфории – злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей до взрыва гнева и агрессии. У них рано обнаруживают и садистские наклонности – мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших. Не терпят несогласия или неподчинения. В таких случаях идут на конфликт, на драку, причем в аффекте проявляется безудержная ярость при неспособности реально учитывать силы противника. Им присуща склонность к игромании, азартным играм, теряя контроль над собой.
     Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для характера гипертимного — изоляция от сверстников, вынужденное безделье при строго размеренном режиме, для характера шизоидного — необходимость быстро установить с окружением глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, не задевает этой ахиллесовой пяты, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный — обстановку, требующую повышенной активности, сиюминутной находчивости, даже изворотливости.
     Однако подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло
     Таким образом, распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактической, коррекционной работы с «трудным» подростком.  
Опубликовано:
Социализация  личности: проблемы, перспективы.
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
- Электр.дан.(8.44 Мб) -Орск,  ОГТИ, 2008- ISBN 978-5-8424-0384-4
Категория: Статьи | Добавил: intello (06.09.2009)
Просмотров: 5645 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ"

Сообщество сказкотерапевтов

Газета "Школьный психолог" 

Мы в контакте

Задать вопрос психологу (для взрослых)

Задать вопрос психологу (для подростков)


Поиск

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр практической психологии. г. Орск © 2009