Приветствую Вас Гость | RSS  Понедельник 06.05.2024, 21:01
Тел.: 32-99-36 , 8-905-896-89-40, 32-89-40 E-Mail: scorpa11@mail.ru
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Цитата дня
"С первым осенним холодком жизнь начнется сначала"

Великий Гэтсби.

По категориям:
Тренинги [7]
Проекты [5]
Выступления и публикации [9]
Статьи [21]
На заметку родителям [18]
Узелки [6]
Психологам и студентам [4]
На заметку педагогам [14]
Юношам и девушкам [6]
Вы спрашивали - мы отвечаем [5]
Душа и тело [4]
О нас в СМИ [9]

Главная » Статьи » Статьи

Мониторинг отношения подростков города Орска к проблеме употребления психоактивных веществ
Попова А.Х.
 
Мониторинг отношения  подростков города Орска
 к проблеме употребления психоактивных веществ

     Мониторинговые исследования - важнейший аспект муниципального управления образованием. Без анализа реальной ситуации невозможно проектировать будущее. С целью обеспечения эффективности процесса социализации личности в школах города Орска в марте 2007 года было проведено социологическое исследование среди учащихся 7-11 классов. В форме анкетирования изучалось отношение подростков к проблеме употребления психоактивных веществ и степени осведомленности учащихся о последствиях наркотизации и её осложнений. В опросе участвовало 6546 учащихся 7-11 классов города. Девочки составили 51%, мальчики – 49%.

     Анкетирование выявило, что уже в 7-х классах  города 30,8% учащихся употребляют алкоголь. Среди них пиво  употребляют 26,1%  учащихся, а вино - 11,4%.   В среднем 54.5%  9-11-классников  употребляют алкоголь регулярно.  Начиная с 8-го класса, школьники наряду с пивом  пробовали  вино, коктейли, водку. В 11-м классе  уже 15,4% употребляют крепкий алкогольный напиток.
     На вопрос «В какой обстановке происходило употребление алкоголя?»  семиклассники указывают на друзей и семью (16,4% и 14,6% соответственно). С 8-го по 11-кл.  употребление  алкоголя с друзьями  постепенно увеличивается: с 31% до 62,5%. Процент употребления алкоголя в семье также возрастает. Таким образом, 46% подростков 15-летнего возраста употребляют алкогольные напитки. При этом 20,5% делают это за семейным столом, когда родные предлагают выпить вместе с ними.
     Данный факт требует особого внимания всех специалистов, работающих с подростками. Деятельность по пропаганде здорового образа жизни следует дополнить конкретными видами работы не только с учащимися по  антиалкогольной пропаганде, но и с родителями о пагубности влияния алкоголя на растущий организм.
Блок вопросов касался темы отношения учащихся к наркотикам. Анкетирование выявило непонимание 7-8-классниками разрушительного воздействия наркотиков на организм. 8,2% семиклассников и 10% восьмиклассников  оценивают использование наркотиков «престижным».  Причем в 9-х классах так считают уже 22,2% школьников. Ответ «Это интересно» прозвучал у  9,4% семиклассников и  13% восьмиклассников. На вопрос: «Почему, по твоему мнению, молодежь использует наркотики?» старшеклассники  среди причин, в первую очередь, называют «скуку». Данный показатель иллюстрирует несформированность мотивационно-потребностной сферы подростка, когда  с детства  ребенок приучается в свободное время «ничего не делать».  В то же время, за пределами школы подросткам действительно нечем заняться в силу недостаточности предоставляемых развлекательных услуг и  программ внеклассной работы, специфичных для подростков. Для эффективной социализации несовершеннолетних важно создать условия в городе  для развития интересов и воспитания потребностей  подростков.
     С возрастом увеличивается процент старшеклассников, которые видят в использовании наркотиков решение  проблем. В 9 классе – 38.4 %, а в 11 классе  уже 49,8% учащихся. Как видим, если в 9 классе использование наркотиков носит характер неосознанный, связанный с подростковым любопытством, то с возрастом проявляются растерянность юношей в водовороте жизненных проблем и неспособность решать внутриличностные конфликты цивилизованным путем. Данный факт повышает актуальность в организации социально-психологических служб в образовательных учреждениях и необходимость введения в штатное расписание факультативных часов по психологии общения.
     Настораживает, что о последствиях употребления наркотических веществ осведомлены не все школьники. Среди семи- и девятиклассников 5,5 %  учащихся  не знают о  разрушительном воздействии употребления ПАВ. В среднем 5 % учащихся 7-11 классов считают, что один  прием наркотиков  не вызывает зависимость и лишь 70% дают положительный ответ на данный вопрос.   
     Семиклассники считают полезной и достоверной информацию о последствиях употребления ПАВ, полученную от родителей (46,8%) и от учителей (33,4%). Для восьмиклассников важно получать информацию и от специалистов УВД, Наркодиспансера (32,3%).  В планировании лекториев для родителей следует включать вопросы информирования  и расширения знаний о первичной и вторичной профилактике  употребления ПАВ
     Анализ полученных данных позволяет выявить общую тенденцию возрастания числа учащихся 8-9-х классов, кто систематически употребляет психоактивные вещества. Такая форма поведения рассматривается  подростками не только как норма, но и как «идеальная форма» взрослости. Девиация выполняет определенную функцию обряда возрастной инициации, обусловливая переход во взрослость. Понятно, что подобная ситуация  не может рассматриваться как культурносообразная для перехода в новый возрастной период.
     Опыт проведения социологического исследования показал актуальность  организации целенаправленной,  систематической деятельности  по профилактике  употребления ПАВ с 7-го класса.  Такая работа должна быть комплексной, осуществляться силами педагогов, родителей и социально-психологических служб  образовательных учреждений.

Опубликовано:
Факторы социализации личности учащихся:
сбоник материалов региональной научно-практической конференции
(Орск, 22 марта 2007)
Категория: Статьи | Добавил: intello (06.09.2009)
Просмотров: 1280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ"

Сообщество сказкотерапевтов

Газета "Школьный психолог" 

Мы в контакте

Задать вопрос психологу (для взрослых)

Задать вопрос психологу (для подростков)


Поиск

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр практической психологии. г. Орск © 2009