Мониторинг отношения подростков города Орска к проблеме употребления психоактивных веществ
Попова А.Х.
Мониторинг отношения подростков города Орска
к проблеме употребления психоактивных веществ
Мониторинговые исследования - важнейший аспект муниципального управления образованием. Без анализа реальной ситуации невозможно проектировать будущее. С целью обеспечения эффективности процесса социализации личности в школах города Орска в марте 2007 года было проведено социологическое исследование среди учащихся 7-11 классов. В форме анкетирования изучалось отношение подростков к проблеме употребления психоактивных веществ и степени осведомленности учащихся о последствиях наркотизации и её осложнений. В опросе участвовало 6546 учащихся 7-11 классов города. Девочки составили 51%, мальчики – 49%. Анкетирование выявило, что уже в 7-х классах города 30,8% учащихся употребляют алкоголь. Среди них пиво употребляют 26,1% учащихся, а вино - 11,4%. В среднем 54.5% 9-11-классников употребляют алкоголь регулярно. Начиная с 8-го класса, школьники наряду с пивом пробовали вино, коктейли, водку. В 11-м классе уже 15,4% употребляют крепкий алкогольный напиток. На вопрос «В какой обстановке происходило употребление алкоголя?» семиклассники указывают на друзей и семью (16,4% и 14,6% соответственно). С 8-го по 11-кл. употребление алкоголя с друзьями постепенно увеличивается: с 31% до 62,5%. Процент употребления алкоголя в семье также возрастает. Таким образом, 46% подростков 15-летнего возраста употребляют алкогольные напитки. При этом 20,5% делают это за семейным столом, когда родные предлагают выпить вместе с ними. Данный факт требует особого внимания всех специалистов, работающих с подростками. Деятельность по пропаганде здорового образа жизни следует дополнить конкретными видами работы не только с учащимися по антиалкогольной пропаганде, но и с родителями о пагубности влияния алкоголя на растущий организм. Блок вопросов касался темы отношения учащихся к наркотикам. Анкетирование выявило непонимание 7-8-классниками разрушительного воздействия наркотиков на организм. 8,2% семиклассников и 10% восьмиклассников оценивают использование наркотиков «престижным». Причем в 9-х классах так считают уже 22,2% школьников. Ответ «Это интересно» прозвучал у 9,4% семиклассников и 13% восьмиклассников. На вопрос: «Почему, по твоему мнению, молодежь использует наркотики?» старшеклассники среди причин, в первую очередь, называют «скуку». Данный показатель иллюстрирует несформированность мотивационно-потребностной сферы подростка, когда с детства ребенок приучается в свободное время «ничего не делать». В то же время, за пределами школы подросткам действительно нечем заняться в силу недостаточности предоставляемых развлекательных услуг и программ внеклассной работы, специфичных для подростков. Для эффективной социализации несовершеннолетних важно создать условия в городе для развития интересов и воспитания потребностей подростков. С возрастом увеличивается процент старшеклассников, которые видят в использовании наркотиков решение проблем. В 9 классе – 38.4 %, а в 11 классе уже 49,8% учащихся. Как видим, если в 9 классе использование наркотиков носит характер неосознанный, связанный с подростковым любопытством, то с возрастом проявляются растерянность юношей в водовороте жизненных проблем и неспособность решать внутриличностные конфликты цивилизованным путем. Данный факт повышает актуальность в организации социально-психологических служб в образовательных учреждениях и необходимость введения в штатное расписание факультативных часов по психологии общения. Настораживает, что о последствиях употребления наркотических веществ осведомлены не все школьники. Среди семи- и девятиклассников 5,5 % учащихся не знают о разрушительном воздействии употребления ПАВ. В среднем 5 % учащихся 7-11 классов считают, что один прием наркотиков не вызывает зависимость и лишь 70% дают положительный ответ на данный вопрос. Семиклассники считают полезной и достоверной информацию о последствиях употребления ПАВ, полученную от родителей (46,8%) и от учителей (33,4%). Для восьмиклассников важно получать информацию и от специалистов УВД, Наркодиспансера (32,3%). В планировании лекториев для родителей следует включать вопросы информирования и расширения знаний о первичной и вторичной профилактике употребления ПАВ Анализ полученных данных позволяет выявить общую тенденцию возрастания числа учащихся 8-9-х классов, кто систематически употребляет психоактивные вещества. Такая форма поведения рассматривается подростками не только как норма, но и как «идеальная форма» взрослости. Девиация выполняет определенную функцию обряда возрастной инициации, обусловливая переход во взрослость. Понятно, что подобная ситуация не может рассматриваться как культурносообразная для перехода в новый возрастной период. Опыт проведения социологического исследования показал актуальность организации целенаправленной, систематической деятельности по профилактике употребления ПАВ с 7-го класса. Такая работа должна быть комплексной, осуществляться силами педагогов, родителей и социально-психологических служб образовательных учреждений.
Опубликовано: Факторы социализации личности учащихся: сбоник материалов региональной научно-практической конференции (Орск, 22 марта 2007)