Слагаемые эффективности просветительской деятельности педагога-психолога образовательного учреждения
Слагаемые эффективности просветительской деятельности педагога-психолога образовательного учреждения
Попова А.Х. (Орск)
Психологическое просвещение как основная составляющая психопрофилактической работы в деятельности психолога ОУ выполняет задачи информирования субъектов образовательного процесса по вопросам психологического знания и формирования устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний. Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет просветительскую деятельность школьного психолога сделать эффективной. Так, например, результаты мониторинга адаптации учащихся к новым условиям обучения в школах города Орска конкретизировали содержание психологического просвещения субъектов образовательного процесса. В течение двух лет в 1-х классах проводилось обследование первичной адаптации с целью изучения особенностей адаптационного периода первоклассников и разработки психолого-педагогической программы работы с выявленными трудностями. В нем принимало участие около 1800 учащихся. Первичное обследование содержало анализ наблюдений учителя, родителей и психолога. В оценку учителя включены были следующие критерии: учебная деятельность, школьные нормы поведения, успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками), эмоциональное благополучие. Родители фиксировали наблюдения за эмоциональным состоянием своих детей, характером их желаний, поведением ребенка после школы, отношением к трудностям, возникающим во время приготовления домашних заданий. В результате было выявлено адаптированных первоклассников по оценке учителя - 79,9 %, с точки зрения родителей – 64,2 %. Дезадаптированных (ДА) -7.9% и 4.9 %. К внешнедезадаптированным (ВДА) учащимся учителя отнесли 13 %, а родители - 31,4 % первоклассников. Как известно, при неблагоприятных условиях данная категории детей может перейти в разряд дезадаптированных. В 2006-07 г процент ДА, отмеченных родителями составляет 7,7% и ВДА 33,1. Ответы родителей на вопросы анкеты продемонстрировали завышенный уровень притязаний и требований к своим детям, непонимание взрослыми возрастных возможностей 6-7-летнего ребенка. В 2005-2006 учебном году был проведен анализ тревожности около 1700 учащихся в динамике с 4-го по 5-е классы. По результатам диагностики уровень тревожности вырос с 21% до 27 %, что является вполне закономерным при переходе в новые условия обучения. Качественный анализ родительских анкет 5-классников зафиксировал высокий уровень притязаний и тревожности родителей. Таким образом, проблема дезадаптации родителей становится актуальной в явлении школьной дезадаптации учащихся, и которую возможно решать, в первую очередь, за счет целенаправленно организованной просветительской деятельности психологов. Однако сколько реального времени психологом отводится на просвещение в современной школе и кто способен эффективно проводить такую работу? При самоанализе деятельности педагоги-психологи школ города отметили, что ими в среднем тратится: 32% рабочего времени - на диагностическую работу, 28% - на коррекционно-развивающую, 21% - на просветительскую,19% - на консультативную. Среди категорий взаимодействия: 47% времени уходит на работу с детьми, 28 % - с документацией, 13 % - с родителями, 12 % - с педагогами. Как видим, наблюдаются загруженность психологов диагностической работой, ежегодным требованием со стороны администрации всеобщего обследования всех учащихся независимо от темы и специфики школы. Жертвами такого применения профессиональных сил психолога становятся молодые, неопытные коллеги. Содержательный анализ деятельности психологов показал, что объем работы опытного специалиста (стаж не менее 5 лет) практически в три раза превышает по всем направлениям объем работы молодого коллеги и, в первую очередь, в доле просветительской деятельности. Кроме того, молодые специалисты, приходящие в класс к психологически «образованным» средствами массовой информации родителям чаще не проходят проверку профессиональной компетентности как психологи. Где же взять опытного профессионала, способного одним посещением родительского собрания решать вопросы психологического просвещения? В городе из года в год процент психологов, имеющих стаж работы до 3 лет составляет около 40 %. Текучесть кадров имеет место, особенно в ДОУ, где психологи сидят на голой ставке по 8 разряду. Интересен факт, что 14% психологов в городе не имеют психологического образования. И это в условиях, где факультет психологии местного института вот уже третий год выпускает по 50 специалистов для системы образования, до которой доходят единицы. Первая причина – финансовая незащищенность в школе молодых кадров, а вторая – нет мест в школах. Традицией стало давать в нагрузку ставку психолога учителям, попавшим под сокращение. То ли будет при системе подушевого финансирования системы образования. Другая проблема – 95 % психологов совмещают работу с деятельностью учителя. Они ведут уроки иностранного, русского языка, истории, ОБЖ и т.д. В работе с родителями трудности в разграничении функций учителя и психолога влияют на эффективность психологического просвещения. Где же выход? В принятии должной законодательной и нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающей стабильное функционирование и развитие Психологической службы, социальной гарантии специалистам, льготы и систему морального и материального поощрения. Иначе психологическим просвещением займутся неспециалисты.
Опубликовано: Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: материалы IV Национальной научно-практической конференции (Москва, 13-15 декабря,2007г.)- 450 с.