Приветствую Вас Гость | RSS  Воскресенье 28.04.2024, 12:55
Тел.: 32-99-36 , 8-905-896-89-40, 32-89-40 E-Mail: scorpa11@mail.ru
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Цитата дня
"С первым осенним холодком жизнь начнется сначала"

Великий Гэтсби.

По категориям:
Тренинги [7]
Проекты [5]
Выступления и публикации [9]
Статьи [21]
На заметку родителям [18]
Узелки [6]
Психологам и студентам [4]
На заметку педагогам [14]
Юношам и девушкам [6]
Вы спрашивали - мы отвечаем [5]
Душа и тело [4]
О нас в СМИ [9]

Главная » Статьи » Статьи

Слагаемые эффективности просветительской деятельности педагога-психолога образовательного учреждения
Слагаемые  эффективности
просветительской деятельности педагога-психолога  образовательного учреждения

Попова А.Х. (Орск)

     Психологическое просвещение как основная составляющая психопрофилактической работы в деятельности психолога ОУ выполняет  задачи  информирования  субъектов образовательного процесса по вопросам психологического знания и формирования устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний.
     Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием  явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет   просветительскую деятельность школьного психолога  сделать эффективной. Так, например, результаты мониторинга адаптации учащихся к новым условиям обучения  в школах города Орска конкретизировали содержание психологического просвещения субъектов образовательного процесса.
     В течение двух лет в 1-х классах проводилось обследование  первичной адаптации  с целью  изучения особенностей адаптационного периода первоклассников и разработки психолого-педагогической программы работы с выявленными трудностями. В нем  принимало участие около 1800 учащихся.  Первичное обследование содержало анализ наблюдений учителя, родителей и психолога. В оценку учителя включены были следующие критерии: учебная деятельность, школьные нормы поведения, успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками), эмоциональное благополучие. Родители фиксировали наблюдения  за эмоциональным состоянием своих детей, характером  их желаний, поведением ребенка после школы, отношением к трудностям, возникающим во время приготовления домашних заданий.
     В результате  было выявлено адаптированных  первоклассников  по оценке учителя - 79,9 %, с точки зрения родителей – 64,2 %. Дезадаптированных (ДА) -7.9% и 4.9 %. К внешнедезадаптированным (ВДА) учащимся учителя  отнесли 13 %,  а родители - 31,4 %  первоклассников.  Как известно, при неблагоприятных условиях  данная категории детей может перейти в разряд дезадаптированных. В 2006-07 г процент ДА, отмеченных  родителями составляет 7,7% и ВДА 33,1. Ответы родителей  на вопросы анкеты продемонстрировали   завышенный  уровень   притязаний и требований к своим детям, непонимание взрослыми  возрастных возможностей 6-7-летнего ребенка.
     В 2005-2006 учебном году был проведен анализ тревожности около 1700 учащихся  в динамике с  4-го по  5-е  классы. По  результатам  диагностики уровень тревожности  вырос с 21%  до 27 %, что является    вполне закономерным при переходе в новые условия обучения. Качественный анализ родительских анкет 5-классников  зафиксировал высокий уровень   притязаний и тревожности родителей.
     Таким образом, проблема дезадаптации родителей становится  актуальной  в явлении школьной дезадаптации учащихся,  и которую возможно решать, в первую очередь, за счет целенаправленно организованной  просветительской деятельности психологов. Однако сколько реального времени психологом отводится на просвещение в современной школе и кто способен эффективно проводить такую работу?
     При самоанализе  деятельности  педагоги-психологи  школ города отметили, что ими  в среднем  тратится:  32% рабочего  времени -  на диагностическую работу, 28% - на коррекционно-развивающую, 21% - на просветительскую,19% - на консультативную. Среди категорий взаимодействия:   47%  времени уходит на работу   с детьми, 28 % - с документацией, 13 % - с родителями, 12 % -  с педагогами.  
     Как видим, наблюдаются загруженность психологов диагностической работой, ежегодным требованием  со стороны администрации всеобщего обследования всех учащихся независимо от темы и специфики школы.  Жертвами такого применения профессиональных сил психолога становятся молодые, неопытные коллеги. Содержательный анализ деятельности психологов показал, что  объем работы опытного специалиста (стаж не менее 5 лет) практически в три раза  превышает по всем направлениям объем работы молодого коллеги и, в первую очередь, в  доле  просветительской  деятельности. Кроме того, молодые специалисты, приходящие в класс к  психологически «образованным» средствами массовой информации родителям  чаще не проходят проверку  профессиональной компетентности как психологи.  
     Где же взять опытного профессионала, способного одним посещением родительского собрания решать вопросы психологического просвещения? В городе из года в год процент психологов, имеющих  стаж работы до 3 лет составляет около 40 %.  Текучесть кадров имеет место, особенно в ДОУ, где психологи  сидят  на голой ставке по 8 разряду. Интересен факт, что 14% психологов в городе  не имеют психологического образования. И это  в условиях, где факультет психологии местного института вот уже третий год выпускает по  50 специалистов для системы образования, до которой доходят единицы. Первая причина – финансовая незащищенность  в школе молодых кадров, а вторая – нет мест в школах. Традицией стало давать в нагрузку ставку психолога учителям, попавшим под сокращение. То ли будет при системе подушевого финансирования системы образования.
     Другая проблема – 95 % психологов совмещают работу с деятельностью учителя. Они ведут уроки иностранного, русского языка, истории,  ОБЖ и т.д. В работе с родителями  трудности в разграничении функций учителя и психолога влияют на эффективность психологического просвещения.
     Где же выход? В принятии должной законодательной и нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающей стабильное функционирование и развитие Психологической службы, социальной гарантии специалистам, льготы и систему морального и материального поощрения. Иначе психологическим просвещением займутся неспециалисты.

Опубликовано: Психология образования:
подготовка кадров и психологическое просвещение:
материалы IV Национальной научно-практической конференции
(Москва, 13-15 декабря,2007г.)- 450 с.
Категория: Статьи | Добавил: intello (06.09.2009)
Просмотров: 4121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ"

Сообщество сказкотерапевтов

Газета "Школьный психолог" 

Мы в контакте

Задать вопрос психологу (для взрослых)

Задать вопрос психологу (для подростков)


Поиск

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр практической психологии. г. Орск © 2009