Приветствую Вас Гость | RSS  Понедельник 06.05.2024, 21:51
Тел.: 32-99-36 , 8-905-896-89-40, 32-89-40 E-Mail: scorpa11@mail.ru
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Цитата дня
"С первым осенним холодком жизнь начнется сначала"

Великий Гэтсби.

По категориям:
Тренинги [7]
Проекты [5]
Выступления и публикации [9]
Статьи [21]
На заметку родителям [18]
Узелки [6]
Психологам и студентам [4]
На заметку педагогам [14]
Юношам и девушкам [6]
Вы спрашивали - мы отвечаем [5]
Душа и тело [4]
О нас в СМИ [9]

Главная » Статьи » Статьи

Уроки психологии в начальной школе: содержательно-методические аспекты
Уроки психологии в начальной школе:  содержательно-методические аспекты.
Попова А.Х. (Орск)

     Вопрос о необходимости и целесообразности проведения уроков психологии в   школе, уже не является дискуссионным, однако вопрос обязательности введения  психологии как учебного предмета вызывает массу других: зачем, чему, как и кто будет учить.    
     Важнейшее условие, позволяющее человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Это и определяет целевую установку изучения психологии в школе.
     Работа с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика обеспечивает возможности для развития самосознания учащихся. При этом основными задачами психологии как школьного предмета не должно быть усвоение определенного объема знаний и формирование набора навыков и умений. Не должна психология становиться обязательным уроком, где знание о внутреннем мире человека превращается в материал для обязательного усвоения как таблица умножения.
     По нашему мнению, изучение психологии возможно уже с первого класса, но при соблюдении двух принципиальных условий: через формирование психологических представлений и с помощью метафоризации этих представлений.     
     Психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно научной, а житейски важной, оставаясь научно-обоснованной. Через содержание психологии как науки и практики жизни школьник может прийти к осознанию содержания собственного внутреннего мира. Метафоризация психологических представлений     есть способ ознакомления детей с важными психологическими понятиями, опирающийся на метафору. Важными механизмами, позволяющими метафоризации психологических представлений стать способом развития самосознания младших школьников, являются: символическое отражение инициации, мотивирующее детей к саморазвитию; идентификация с героями сказки; соотнесение предлагаемых норм отношений и поведения с реально существующими; построение соответствия между семантическими пространствами психологической науки, сказки и внутреннего мира ребенка. Эффективным средством метафоризации психологических представлений служат психологические сказки, являющиеся особым видом существующих в культуре сказок и имеющие специфические черты, отличающие ее от других видов. Важнейшими отличиями являются сознательная авторская нацеленность на развитие самосознания и отражение в метафорической форме событий и явлений внутреннего мира.
     Разработанная нами модель развития самосознания младшего школьника, позволяющая создать необходимые условия для предпосылок рождения субъекта саморазвития, составляет основу программы  «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.)
     Программа «Психологическая азбука» состоит из трех основных блоков: блок, ориентированный на личностную сферу (осознание личностных особенностей и оптимизация отношения к себе); блок, ориентированный на деятельность (осознание себя в системе учебной деятельности); блок, ориентированный на общение (осознание себя в системе отношений с другими людьми - сверстниками и взрослыми).  Программа рассчитана на четыре года.  Представляется интересной возможность проектирования образовательной среды, в которой общение и обучение выступают в единстве.  
     Ответ на вопрос о целях преподавания психологии требует поиска наиболее приемлемых форм преподнесения психологических знаний младшим школьникам. Каким должен быть учебник по психологии, реализующий вышеназванные цели?
Встреча с книгой по психологии должна быть «событием». Такой учебник должен содержать сказки, приключения, тайну, или, каждый «учебник» будет создаваться самим школьником.  Ведь, изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Событие — это то, что оказывает на нас существенное влияние, по сути, являясь минимальной «единицей» построения экологического мира, т.е. это существенное для человека изменение его экологического мира. Сказанное позволяет сформулировать важнейшее положение: чтобы создать условия для развития субъектности, процесс обучения  должен иметь событийную природу.
    
     Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:  

    
     a) принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.

     б) принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет  построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
     в) принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.    
     г) принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми  участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.    
     д) принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной.  
     е) принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.
    
     Организационно-методические аспекты работы по программе «Психологическая азбука» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Программа подразумевает одно занятие в неделю. Возможны урочная и внеурочная формы. В первом случае часы выделяются в рамках школьного компонента и занятия по «Психологической азбуке» указываются в расписании наравне с обычными уроками, во втором случае занятия проводятся как кружок или факультатив.   
    
     Опыт организации развивающей среды на таких уроках позволил  выделить особенности, отличающие программу «Психологической азбуки».
    
  1. Сотрудничество учителя и ученика на таком уроке должно приобрести смысл взаимного сопровождения, когда и Взрослый, и Ребенок становятся  наблюдателем,  соучастником, исследователем. Этому способствует то, что в программе «Психологическая азбука» детей ненавязчиво приглашает к путешествию по Королевству Внутреннего мира сказка, которая сопровождает их в течение всех лет обучения.  Фантастическая история про Юлю и её друзей объединяет все темы четырех лет обучения  и превращает процесс изучения психологии в увлекательное чтение, когда логика изучения определенных тем (память, внимание,  мышление, мотивы и т.д.) не задается педагогом извне, а создает ситуацию необходимости обучения и познания.  
  2. Кроме стержневой сказки программа содержит  психологические сказки, которые в течение нескольких минут  вводят в мир науки психологии. «Сказка о деревьях-характерах», «Сказка о борьбе Мотивов», «Сказка о Цветах Способностей и т.д. способствуют быстрому пониманию психологических понятий, а особые сказочные персонажи-помощники (Пси-Маг, Мастер Общения и др.) становятся проводниками в изучении собственного внутреннего мира.   
  3. Организация сотрудничества ребят между собой на занятии подчинено определенному правилу развертывания взаимодействия. 
    
     Условно этапы организации такого сотрудничества мы назвали:

  1. Движение, освоение пространства (активность каждого  Я);
  2. Встреча (Я и Другой) ;
  3. Контакт ( Мы);
  4. Творчество (Я и Мы).

     Данный алгоритм определяет выбор формы и методов работы на каждом  занятии и в структуре всего обучения в течение одной четверти и целого года.  
     Поскольку занятия по психологии и по форме, и содержательно отличаются от традиционных уроков, то возникает следующий вопрос: кто  должен вести такие уроки? В системе образования общепринято разделение учителя психологии как предметника и школьного психолога как воспитателя и психотерапевта. Приоритет развивающих задач над обучающими определяет требования к профессиональной психолого-педагогической подготовке специалиста, ведущего уроки психологии. Митина Л.М., выделяя  интегральные  характеристики педагогического труда учителя: педагогическая направленность, педагогическая компетентность и  эмоциональная  гибкость, говорит о таком показателе профессионального развития учителя, как  активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Педагогическая профессия предполагает стремление к постоянному саморазвитию в единстве с развитием учащихся. Построение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися, а точнее полисубъектного взаимодействия, включающего  способность быть субъектом у участников взаимодействия, является условием осуществления развивающего образования, и,  следовательно, отвечающего требованиям  к урокам психологии.
     Позиция в отношении необходимости подобной организации уроков психологии в начальной школе подкреплена результатами лонгитюдного исследования, которое проводилось в школах города Орска с 1998 года. Метафоризация психологических представлений выступила эффективным способом развития самосознания младших школьников, обеспечивая при этом позитивную динамику таких параметров, как образ Я, самооценка, самоотношение, рефлексивность, что, в свою очередь, явилось условием становления субъектности учащихся.
    
     Опубликовано: Психология и современное российское образование:
     сборник материалов IV Всероссийского съезда психологов образования России
     (Москва,  8-12 декабря 2008 г) – 553 с
Категория: Статьи | Добавил: intello (06.09.2009)
Просмотров: 8998 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ"

Сообщество сказкотерапевтов

Газета "Школьный психолог" 

Мы в контакте

Задать вопрос психологу (для взрослых)

Задать вопрос психологу (для подростков)


Поиск

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр практической психологии. г. Орск © 2009