Приветствую Вас Гость | RSS  Воскресенье 28.04.2024, 22:15
Тел.: 32-99-36 , 8-905-896-89-40, 32-89-40 E-Mail: scorpa11@mail.ru
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Цитата дня
"С первым осенним холодком жизнь начнется сначала"

Великий Гэтсби.

По категориям:
Тренинги [7]
Проекты [5]
Выступления и публикации [9]
Статьи [21]
На заметку родителям [18]
Узелки [6]
Психологам и студентам [4]
На заметку педагогам [14]
Юношам и девушкам [6]
Вы спрашивали - мы отвечаем [5]
Душа и тело [4]
О нас в СМИ [9]

Главная » Статьи » Выступления и публикации

Дети и компьютер
Материал газеты "Орский вестник", 6.06.2009
Надежда Резепкина | Дети и компьютер

     Вряд ли какой-либо родитель, чей школьник постоянно «зависает» в Интернете или «В контакте» с «аськой», не испытывал хоть раз острого желания выдернуть шнур из розетки или поставить пароль, дабы оградить чадо от тлетворного влияния компьютера. Именно компьютер сегодня чаще всего обвиняют во всех смертных грехах, когда не складываются отношения с ребенком или он вдруг становится неуправляемым и бунтует по любому поводу, отстаивая свои права. С наступлением лета, когда беспроигрышная угроза – не будешь учить уроки, отлучу от компьютера – потеряла всякий смысл, родителям становится тяжелее бороться с виртуальным общением своего чада. А надо ли это вообще делать, настолько ли страшны эти «В контакте» и «аська», как того опасаются родители?

     Безопасность общения в Интернете

     – Я считаю, что в дошкольном возрасте, в первом-втором классе, а лучше и в третьем, ребенок вообще не должен знакомиться с Интернетом, – говорит наш постоянный консультант, руководитель Центра практической психологии Алиса Попова.      – Дошкольнику, кроме вреда, который может нанести компьютер физическому здоровью, компьютер противопоказан еще и потому, что в этот период – с 5 до 9 лет – формируется эмоциональный мир ребенка, развивается чувственность, возможно заложить нравственные основы. А компьютер – мир рациональный и логический. И когда на прием к психологу приходят дошколята, уже зараженные компьютерным вирусом, когда ребенок, кроме него, ничего не видит и не слышит вокруг, выправить ситуацию бывает очень сложно. Первое знакомство с Интернетом должно быть не стихийным, а вполне регулируемым.
     Первое, и едва ли не самое главное правило, которое должны помнить все родители, чьи дети общаются в Интернете (а кто этого не делает!), – познакомить ребенка с правилами общения в виртуальном мире. Неважно – компьютерная это игра, Интернет, «В контакте», «аська» или работа фрилансером. Правила общения одинаковы – это правила безопасности, такие же, как и правила осторожности на улице. Ведь мы учим своих детей не разговаривать с чужими людьми на улице. Так и в виртуальном мире. Никогда не называйте свои реальные номера телефонов или адрес. Лучше даже не называть настоящие имя, фамилию, отчество.
     Еще одно правило виртуального общения – не употреблять грубых слов и выражений, ущемляющих религиозные или национальные чувства собеседника. Об этом обязательно нужно говорить с ребенком и повесить это напоминание на мониторе.

     Минусы и плюсы

     Вопрос – запрещать или пущать в виртуальный мир – пожалуй, больше всего волнует родителей.
     – Факт снижения возраста, с которого дети начинают виртуально общаться, уже наблюдается, – продолжает Алиса Харитоновна, – с 8-10 лет дети находятся в «Одноклассниках» или в «аське». Это стало реальностью. Поэтому взять и запретить сейчас, я считаю, это не выход. Подобный запрет очень напоминает ситуацию, когда греческие купцы завезли в Афины бумагу. Первым против бумаги протестовал Сократ. Он говорил, что именно бумага вред несет – не будет живого общения, публичных диалогов, обсуждения. Бумага принесет ограничения в живом общении.
     Даже если это легенда, именно это сейчас беспокоит родителей, применительно к виртуальному общению. В виртуальном общении есть свои минусы и плюсы.
    
     Минус первый. Интернет культивирует короткое знание. Стало скучно на одном сайте – в любой момент переключился на другой. Одна картинка сменяется другой – это развивает поверхностное внимание. Неинтересно и непонятно – уйду отсюда, вместо того чтобы приложить усилия, вникнуть в суть. Среди взрослых пользователей Интернета появилась категория вольных бродяг. Они садятся и просто бродяжничают по сайтам без пользы и цели. Это уже поверхность не только внимания, но и мышления.
     Другой минус – уход от реальности в воображаемый мир. Но здесь есть свои плюсы. Когда первоклассная информация, которая раньше была недоступна, сейчас стала возможна. С другой стороны, именно Интернет и компьютерные игры реализуют у наших детей потребность в игре. Разные игры (стрелялки-убивалки, головоломки, супергерои) позволяют ребенку реализовывать разные потребности. Стрелялки – это тренировка инстинктов и желаний. Головоломка – потребность упорядочить что-то в реальности. Ребенок с такой потребностью будет выбирать именно такие игры. Супергерой. В данном случае ребенок реализует свою потребность в могуществе, некоем контроле над властью.
     – В первую очередь, родителей должно заинтересовать, а в какую игру играет мой ребенок? – комментирует обеспокоенность мам и пап убивалками детей Алиса Харитоновна. – Если раньше на консультациях я спрашивала ребенка, какие книги ты читаешь, то теперь – в какие ты игры играешь? Это хорошая характеристика того, что представляет собой ребенок, что именно ему нравится. Если родители заинтересуются, какие игры выбирает их ребенок, это даст им возможность понять его внутренний мир, его потребности. Если сын увлечен исключительно стрелялками-убивалками, мама должна мягко показать, что есть и другие игры, кроме этих, кроме этой потребности – другие. То есть родитель предоставляет ребенку возможность выбора.
     В принципе сама по себе компьютерная игра не несет опасности, но все (как, впрочем, всегда) должно быть в меру.
Еще один минус и одновременно плюс игр в компьютер. Ребенок прошел игру. Достижение победы ведет к самоуважению. Ведь игры и рассчитаны на то, чтобы преодолеть что-то и достичь чего-то. Успех в виртуальном мире – это тренировка достижения успеха в жизни. Сейчас ребенок пробует роль, которую потом воплотит в жизнь. Это плюс компьютера. Минус – когда весь мир ребенка сужается до компьютерного монитора. Нельзя переходить грань. Если ПК – всего лишь часть жизни ребенка, при этом у него есть другие игры и увлечения, улица, общение со сверстниками, то ничего страшного в компьютерных играх нет. Если же ребенок «В контакте» без живого общения и контакта – это должно насторожить родителей.
     – Мальчик-девятиклассник, будучи в школе «ботаником», в виртуальном мире кадрил девочек, был хулиганом и совсем другим человеком, – рассказывает Алиса Харитоновна. – В данном случае была определенная польза, но до каких пор будет эта тренировка, апробация роли? Надо совместить два этих мира: реальный и виртуальный. Если нет меры, то наступает переход в Интернет-зависимость, избегание реальной жизни, живых контактов.
     Есть и плюсы в виртуальном общении. Почему подростки общаются в Интернете? Есть свобода в обращении с реальностью. Хотя в виртуальности это иллюзия определенной свободы, но потребность в ней есть и Интернет ее реализует – быть свободным, контролировать ситуацию и при этом самому уйти из-под контроля родителей. Почему многие родители вынуждены разрешать своим чадам сидеть в Интернете? Иначе у ребенка появляется ощущение неполноценности. Сегодня подростки настолько погружены в это общение, что если ты за рамками, не в теме, не информирован, не разбираешься в определенной компьютерной игре, то остаешься как бы за бортом общения со сверстниками, тебя не примут в «стаю».
    
     Когда пора бить тревогу

     Плюсы и минусы виртуального общения вроде бы понятны. Но любое чрезмерное, избыточное всегда плохо. Ведь на самом деле даже чрезмерное увлечение чтением – это тоже определенная характеристика того, что с человеком что-то не в порядке, это свидетельство ухода от реальности.
     Поэтому когда взрослые видят уход ребенка в виртуальный мир, когда сидение за ПК занимает все свободное время ребенка, – это, в первую очередь, сигнал: почему ребенок бежит от реальности. Почему компьютер выступает убежищем для уже психологически неблагополучного ребенка? Тогда родители должны подойти и поинтересоваться, а что привлекает сына или дочь в игре и общении «В контакте». Причем не спрашивать напролом, а показать заинтересованность: а что там, кто твои собеседники, много ли пришло писем. Ни в коем случае нельзя отмахиваться – опять ты «В контакте». Важно показать ребенку, что родителям важен его мир и его интересы. Но стоит соблюдать дистанцию. И если ребенок поставил код и пароль, значит, есть у него в этом потребность, он показывает – ты, мама, надо мной невластна.
     – Многие родители жалуются, что нет с ребенком понимания, – продолжает Алиса Харитоновна, – подросток бунтует, делает все наоборот. Причину этого видят в компьютере. Подростковый бунт – это не особенность характера, а особенности данного возраста. Своим поведением он говорит маме, что он изменился. И виртуальное общение дает ему возможность реализовать те изменения в личности, которые с ним происходят. А у родителей остаются к ребенку прежние требования, отношения, манера общаться. Поэтому взять и запретить подростку виртуальное общение нельзя. Нельзя категорически.
     Последние исследования показывают, что виртуальное общение, воображаемый мир очень важен для формирования у подростка самоощущения и образа собственного «я». Когда есть представление о себе как об уникальном, ни на кого не похожем.
     К сожалению, из всего, что есть в социуме, именно виртуальный мир дает возможность реализовать именно эти потребности. Потому что в жизни есть ограничения, а в Интернете их нет. И если есть конфликт или непонимание с родителями, то ограничение в доступе к компьютеру не решит этих проблем, только настроит ребенка против, иногда до ненависти. Применительно к школе, когда ребенок только за ПК, а уроки не учит, и родители уверены, что вина как раз в компьютере, то тут проблема не в виртуальном общении, а в его отношении к урокам.
     И все же, что делать, если подросток сидит до часу ночи «В контакте»? Угрозой, что завтра не встанешь в школу, не напугаешь летом. Тут на первый план должны выйти обязанности по дому. Родители должны договариваться с ребенком: если все сделаешь – можешь играть в компьютер, если не убрал комнату, не вымыл посуду, не сходил в магазин – значит, сегодня вечером за компьютер не сядешь. Если договорились с ребенком, что он поиграет или в «аське» посидит три часа, а когда подошел срок, то он не выключает, – ни в коем случае нельзя грубо выдергивать шнур, при этом напирая, что «мы же договаривались, и ты не выполнил». Лучше дать ребенку времени еще минут 15-20, а потом подойти и сказать, что теперь уже все, давай держать слово. Это тренирует и воспитывает силу воли и характер.
     Родители должны помнить, нельзя запрещать того, что они не могут проконтролировать (тот же компьютер, уходя на работу). Если родители не могут проверить выполнение требований, тогда не нужно их и выставлять. Обязательные ограничения должны быть по ночным сидениям за компьютером, хотя подростки уверены, что им уже можно. Здесь подход должен быть такой же, как и подход к позднему гулянию на улице.
     Родители должны помнить – если ребенок все свободное время сидит за компьютером, не выполняет своих обязанностей по дому, лжет и обманывает, не гуляет больше двух недель на улице, не общается со сверстниками – это повод пройти тест на виртуальную зависимость (которых полно в Интернете) и обратиться к специалисту-психологу.
Категория: Выступления и публикации | Добавил: intello (06.09.2009)
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ"

Сообщество сказкотерапевтов

Газета "Школьный психолог" 

Мы в контакте

Задать вопрос психологу (для взрослых)

Задать вопрос психологу (для подростков)


Поиск

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр практической психологии. г. Орск © 2009