Приветствую Вас Гость | RSS  Воскресенье 28.04.2024, 05:11
Тел.: 32-99-36 , 8-905-896-89-40, 32-89-40 E-Mail: scorpa11@mail.ru
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Цитата дня
"С первым осенним холодком жизнь начнется сначала"

Великий Гэтсби.

По категориям:
Тренинги [7]
Проекты [5]
Выступления и публикации [9]
Статьи [21]
На заметку родителям [18]
Узелки [6]
Психологам и студентам [4]
На заметку педагогам [14]
Юношам и девушкам [6]
Вы спрашивали - мы отвечаем [5]
Душа и тело [4]
О нас в СМИ [9]

Главная » Статьи » Выступления и публикации

Детская агрессивность

Детская агрессия: агрессия или что-то другое?

     Как практикующему психологу, мне не раз приходилось сталкиваться с растерянностью родителей перед агрессией собственного ребенка.
     Так, однажды звонит мама 3-летнего Алеши: «Помогите. Воспитатель в детском саду жалуется — у вас агрессивный ребенок. Не в первый раз сильно ударил машинкой мальчика, на прошлой неделе всех без разбору покусал. Если сейчас он так себя ведет, что будет потом? Но ведь дома Алеша спокойный, никогда за ним не замечала подобного. Что делать?»
Или, например, в магазине наблюдаю следующую ситуацию. Мама не разрешила малышу (на вид 2—2,5 года) взять шоколадку с витрины, на что сын в ответ незамедлительно со всей силы ударил её по лицу.
     Что это? Единичные случаи проявления агрессивности? Или первые симптомы аномальной черты характера? Откуда это? С рождения? Или что-то в воспитании уже упустили родители — и растет этакий «маленький монстр» в семье? Или это, на самом деле, проявление борьбы за существование в этом мире и без этого никак нельзя: ведь мы учим своих детей не давать себя в обиду?
     Разберемся. Под агрессией мы понимаем поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Обратите внимание — устойчивая черта. Поэтому в приведенной выше ситуации я бы возразила воспитательнице и успокоила бы маму — об агрессивности, как свойственном качестве 3-летнего малыша, утверждать еще рано. Но тогда что же это? И, собственно, что же делать, ведь дети-то вокруг побитые и покусанные?
     Известно, что агрессивность имеет генетические корни. Тщательный анализ хромосом позволил определить ген, дефект которого приводит к аномальному функционированию мозга. Медицина убеждена, что агрессия связана с определенным состоянием мозга. Даже здоровый мозг может, например, на действие токсичных веществ ответить агрессивной реакцией. Вследствие этого я бы по поводу раздражительности, капризности, приступов ярости и гнева своего малыша обратилась не только к психологу, но и к медику, например, гастроэнтерологу. Установлено, что нарушения работы печени порою проявляются в неадекватной злости и гневливости человека. Явление психосоматики (взаимозависимость психических и физических функций) в последнее время получает немало подтверждений.
     В настоящее время известны условия воспитания, способствующие возникновению и закреплению агрессивных проявлений.
В первые годы жизни ребенка велика роль заботы, эмоциональной связи со взрослыми. Ведь это благоприятный период для развития базового доверия к окружающему миру, способности к сопереживанию. Ребенка, который недополучил любви и тепла в самом начале жизни, легко угадать в группе детей. Он безрадостный, с тяжелым выражением напряженности на лице. Неосознанно мстит, вредит в ответ на недостаток внимания. У него развита способность защищать себя от боли и обид. Он всегда готов к бою даже там, где это совершенно не требуется. Такой проблемный ребенок полон страха. И он первым пойдет в нападение — будет «кусать» всех подряд.
     Но типичную ситуацию, когда дети в яслях часто кусаются, нельзя объяснять только вышесказанным. Так, например, наш Алеша из упомянутого нами примера демонстрировал агрессивное поведение в детском саду по другой причине. Тут реализовывалась его внутренняя потребность заявить о себе. Это маленькая, но уже сильная личность, которую отчасти «подавили» дома, а среди сверстников появилась возможность взять реванш. Пришлось убеждать маму, что позволительно Алеше дома иногда проявлять характер, где-то разрешить ослушаться маму — трудно быть всегда удобным, послушным ребенком.
Иногда детская агрессия — это способ проявить власть, когда просто «метят» территорию. Таким образом маленькие «хозяева жизни» определяют свое пространство. Эти малыши, только появившись в группе, сразу всех «построят», всем «раздадут», чтобы знали свое место.
     Безграничное честолюбие тоже может стать источником агрессивного поведения. Родитель внушает: «Ты первый, ты лучший. И будь первым!» Но если не выработаны еще нравственные установки, то агрессивность закрепляется как черта характера.
Воспитание, для которого характерна вседозволенность, порождает у ребенка привычку добиваться своего любой ценой. Да, иногда агрессия может быть следствием чрезмерной родительской любви.
     Что же делать? Как реагировать на проявления агрессивности у ребенка-дошкольника?
     Во-первых, не паниковать. И не усматривать за каждым актом агрессии начало недуга. Малыш 2—3 лет так же, как учился когда-то ходить, учится чувствовать: стыдиться, обижаться, злиться. И наша задача — научить его делать это в приемлемой форме. Не лишать ребенка права на так называемые негативные эмоции или формы поведения: гнев, страх, агрессия и т. д. Не трубить: «Как можно? Нельзя!» Не налагать запрет и ограничения. Вместо этого, давайте обучать ребенка конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого негативного состояния. Например, как в совместной детской игре, можно стать первым и без кулаков. Игра для дошкольника — модель реальной жизни. Полезно, если в игре с другими детьми малыш мирными способами учится «отвоевывать» себе место.
     С другой стороны, ни в коем случае нельзя потворствовать задаткам агрессии. Агрессия ребенка требует со стороны взрослого решительности и твердости. Когда годовалый малыш, размахивая руками, бьет по лицу маму, объяснить это тем, что «он еще маленький, не понимает» — нельзя. Но и ставить в угол, читать мораль — глупо. Достаточно отвести руку, сделать паузу, строго посмотреть в глаза и сказать: «Нет. Нельзя».
     И, в-третьих, самое главное, понимать своего ребенка, правильно оценивать его особенности. За «фасадом» детской агрессии может быть и желание привлечь к себе внимание, и гиперактивность, когда избыток застоявшейся двигательной энергии легко переходит в проявления агрессивности.
     Родителям я всегда советую: прежде чем, ругать и наказывать драчуна, следует распознать мотивы его поведения. И тогда вы решите проблему агрессивности своего малыша. Удачи вам, уважаемые родители!

Алиса Харитоновна Попова,
кандидат психологических наук, практический психолог
20.04.2009
Категория: Выступления и публикации | Добавил: intello (08.09.2009)
Просмотров: 1072 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ"

Сообщество сказкотерапевтов

Газета "Школьный психолог" 

Мы в контакте

Задать вопрос психологу (для взрослых)

Задать вопрос психологу (для подростков)


Поиск

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр практической психологии. г. Орск © 2009