Приветствую Вас Гость | RSS  Воскресенье 28.04.2024, 11:30
Тел.: 32-99-36 , 8-905-896-89-40, 32-89-40 E-Mail: scorpa11@mail.ru
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Цитата дня
"С первым осенним холодком жизнь начнется сначала"

Великий Гэтсби.

По категориям:
Тренинги [7]
Проекты [5]
Выступления и публикации [9]
Статьи [21]
На заметку родителям [18]
Узелки [6]
Психологам и студентам [4]
На заметку педагогам [14]
Юношам и девушкам [6]
Вы спрашивали - мы отвечаем [5]
Душа и тело [4]
О нас в СМИ [9]

Главная » Статьи » Выступления и публикации

Детская жестокость
Материал газеты "Орский вестник», 4.04 2009.

Татьяна Парнак | Детская жестокость

     Девочки одной из орских школ избили свою одноклассницу. Тихая и неброская, она давно вызывала неприязнь сверстниц. До сего времени всё ограничивалось тычками и обидными словами в ее адрес. Но на днях группа подкараулила девочку во дворе школы. Сначала выбили из рук портфель, пинали его, как футбольный мяч. Когда Марина (Имя школьницы изменено. – Прим. авт.) попыталась поднять портфель, досталось и ей. Обошлось без серьезных физических травм. Впрочем, кто сможет оценить глубину психологической и эмоциональной травмы, нанесенной ребенку?
     О более непонятной и чудовищной по своей сути оказалась реакция преподавателя, к которому обратились с жалобой родственники пострадавшей девочки. «А что я сделаю?! Они дрались за пределами школы», – безапелляционно заявила педагог.
     – Проблема жестокости несовершеннолетних, по сути, не является новой, но до сего времени она не относилась к социальным проблемама всего нашего общества, из нескольких частных случаев перейдя в тенденцию, – говорит наш постоянный консультант, ведущий психолог Центра практической психологии Алиса Попова. – Нам постоянно, причем из года в год всё чаще, приходится слышать о росте подростковой преступности, об асоциальном поведении несовершеннолетних, которое затрагивает разные слои общества, об агрессии и жестокости детей. Всё это – следствие социально-экономической трансформации нашего общества. Парадокс заключается в том, что сами дети, их родители и даже педагоги не могут совладать с ситуаций, абсолютно не зная, как себя вести. Я сейчас не имею в виду беспрецедентные случаи, когда учителя устраняются от конфликта школьников: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу. Если смотреть шире, то вместо того, чтобы бить тревогу, в школах отрицают сам факт проявления случаев агрессивности и жестокости, умалчивают по принципу «не выносить сор из избы».
     Пока жестокость в детской среде обходится молчанием, фактов становится больше, и сами по себе разрешения они не найдут.

     Треугольник травли

     Пару лет назад два подростка другой орской школы расклеили в школе листовки, на которых под портретом одноклассницы, её домашним адресом и телефоном разместили предложение сексуальных услуг. Причем, в выражениях не стеснялись: такой похабщины не увидишь на сайтах для взрослых.
     Как нам стало известно, этот случай для городских школ не был единичным. То и дело подростки развлекаются подобными жестокими шутками над одноклассниками и знакомыми, которые чем-то – умом, лицом или платьем – не угодили.
     Но даже если отталкиваться не от подобных вопиющих случаев, то и дело приходится слышать от родителей или детей жалобы.
     – Ребенок не хочет ходить в школу, потому что с ним в классе никто не хочет сидеть, – рассказывает мама шестиклассника. – Мальчик учится хорошо, по математике ему в классе нет равных. Учительница дает ему более сложные, чем всем остальным задания, что и вызывает зависть, по-видимому. Если топчут чью-то куртку, то это Мишина, причем, участвуют в травле все – и хорошие, и плохие дети равно.
     – В нашем классе учится девочка, у которой нет мамы с папой, – рассказывает 7-летняя Ксюша. – У Иры нет сотового телефона, а ещё она на парте всё раскладывает аккуратно, поэтому все над ней издеваются и разбрасывают ее вещи.
Мне самой довелось стать свидетелем ситуации, когда не в меру разгоряченного появлением журналиста на уроке старшеклассника учительница литературы морально «задавила» на глазах у меня и всего класса. Я проводить тест в этом классе отказалась и ушла вслед за вылетевшим из аудитории парнем. Но, похоже, дама ничего не поняла, потому что щебетала со мной при дальнейших встречах как ни в чем не бывало. Страшно подумать, как она расправляется над своими учениками, когда посторонних нет рядом. Знания психологии и ум – страшное оружие в руках негодяя.
     Все эти истории дают представление об остроте такой проблемы, как школьная травля, в которой есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиции по отношению к происходящему взрослых и школы.
    
     Что считать насилием?

    
13-летнего подростка закрыли дома до тех пор, пока он не выучит уроки. Это считается насилием над ребенком? Отец побил 16-летнюю девочку ремнем, потому что она отбилась от рук – перестала посещать школу, начала курить и распивать спиртные напитки с приятелями. Это насилие? Родители постоянно заняты работой, а ребенок, между тем, растет как сорная трава. А может быть, это насилие? Учитель подчеркнуто пренебрежительно относится к ребенку, мама которого не сдала деньги на новый линолеум в класс. Насилие? И вообще, что понимать под словом «насилие»?
     – Представьте иву, ветки которой гнутся под толстым слоем выпавшего снега. Жалко дерево, правда? И та же веточка ивы может стать средством жестокого наказания за провинность. Вот так образно можно дать характеристику такому сложному процессу, как разграничение между насилием и воспитанием, – говорит Алиса Харитоновна.
     Насилие, или буллинг, – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
     Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, а при столкновении с его проявлениями каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники.
Различают насилие физическое, сексуальное, психическое, эмоциональное, пренебрежение интересами и нуждами ребенка, а также самоистязание.
     Как поделилась в одной из бесед следователь по особо важным делам Следственного отдела г. Орска при прокуратуре Оренбургской области Оксана Балыбина, если преступление совершено с особой жестокостью, то следователи в первую очередь отрабатывают несовершеннолетних. Совершая такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения, малолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели и который характерен для взрослых.
     Если с физическим и сексуальным насилием более-менее понятно, то психическое или эмоциональное насилие – это длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка. Сюда относится и предъявление требований к ребенку, которые не соответствуют его возрастным возможностям. К примеру, мамочка заставляет 3-летнего ребенка убирать игрушки после игры. Это насилие? А если тем самым она ежедневно доводит малыша до истерики? Дело в том, что заставить трехлетку выполнять методичные операции невозможно, поскольку уровень его регуляций значительно ниже. Получается, что мать, думая, что приучает малыша к порядку, совершает над ним акт насилия.

     Кто в группе риска?

     – В первую очередь подвергаются насилию дети с физическими недостатками, а также те, кому предписано специальное обучение, – комментирует Алиса Харитоновна. – Но в последнее время в группу риска попали дети с высоким уровнем обучаемости, добросовестные и интеллектуально более развитые школьники. Также подвергаются насилию со стороны одноклассников дети с недостаточными социальными навыками, не имеющие опыта общения в коллективе. Как правило, это тихие и спокойные ребята, а также те, которые воспитывались с бабушками-дедушками.
     Лет десять назад основной причиной проявлений случаев буллинга называли психопатологию родителей насильника – насилие заложено в генах ребенка. Большую роль играет система ценностей родителей. Многие подходят к воспитанию с позиции силы, утверждая, меня били – вырос нормальный человек, и я буду лупить своего ребенка, чтобы дурь из него выходила. Такие родители оставляют рисунок от выбивалки для ковров на теле своих детей исключительно из благих намерений. Это также является свидетельством отсутствия в сознании взрослых четкой системы наказаний. И кулак становится весомым аргументом, когда иссяк словарный запас. Незнание своих прав и обязанностей также становится одной из причин буллинга.
     – Существует конвенция ООН о правах ребенка, мера наказания предусматривается за насилие над ребенком и в Уголовном кодексе РФ. Причем, законом оговариваются все виды насилия над несовершеннолетними. Однако все эти статьи законов носят чисто декларативный характер, – сокрушается Алиса Харитоновна.
     В последнее время особое внимание привлекает роль школы, которая может способствовать или препятствовать буллингу.Эмоциональную атмосферу в классе формирует учитель, и его пассивная позиция ещё более подстрекает насильников.
Не замечать травли в детской среде школа не может – дети проводят здесь большую часть времени. Тем более что дети, подвергающиеся издевательствам, начинают прогуливать занятия в школе, нередки случаи самоубийств и даже убийств.
     Толчком для зарождения агрессии служат жестокие компьютерные игры, засилие жестокости на экранах телевизоров. Важную роль играет и социальная среда. Но! Надо понимать, что все названные причины срабатывают в совокупности.
     - Насильниками, как правило, становятся жертвы насилия, - заявляет психолог. - Личностные особенности накладывают сильный отпечаток на стиль поведения. В частности, лица, характеризующие себя как расчетливых, устойчивых экстравертов, имеют повышенную склонность к участию в деятельности, связанной с насилием. Такое качество, как расчетливость, служит важным предиктором участия в буллинге и совершения преступлений, связанных с насилием. Такие индивиды обладают склонностью к насилию. Провоцирует склонность к насилию и множественный стресс. Лица, вовлеченные в процесс школьной травли, как правило, обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности семьи – все это весьма характерно для жертв буллинга. Они же в свою очередь могут стать насильниками для других, более слабых людей. Выраженность и продолжительность буллинга главным образом определялась именно позицией школьной администрации.
     Проблема сама по себе не рассосется
     – Жертвы буллинга склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, предпочитают не сообщать об издевательствах, – говорит Алиса Харитоновна. – Но сегодня уже нельзя отрицать, что проблема насилия в детской среде существует, ее не спрячешь. Одно то, что на индивидуальные консультации к психологам нашего центра записывается всё больше людей, столкнувшихся с данной проблемой, говорит о многом. Поэтому мы разработали проект «Против насилия – за безопасность», который планируем вынести на общегородское обсуждение 9 апреля 2009 года в 10 часов во Дворце пионеров. Надо не только признать, что жестокость и агрессивность несовершеннолетних стали серьезной социальной проблемой современности. Требуется изменить общественное сознание по этой проблеме и выработать систему мер для профилактики и помощи детям, которые не могут самостоятельно защититься.
Категория: Выступления и публикации | Добавил: intello (06.09.2009)
Просмотров: 4727 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 А.Х.  
0
Сегодня май 2011 года. И город наш облетели ужасающие кадры жестокости подростков-девочек в отношении друг друга. Что же делать????? Что-то мы не то делаем, видно, что такое возможно!!!!???? Когда наши ученики свободно снимают сцену насилия и выставляют на обозрении?!?!

1 Ольга  
0
Совершенно не согласна со словами, что школа ничего не делает для борьры с детской жестокостью!!!!!!! Большинство школ активно с этим борется!!!!И с тем, что в школе дети проводят большую часть времени! В обычной школе дети проводят 6-7 часов!!!!!!! А в сутках их 24! Даже если отнять 10!!! часов на сон- останется 14 часов!!! То есть дети проводят в школе ничуть не больше времни чем за её пределами!!!!!!!!!И не надо ответственность родителей перекладывать на педагогов!!!!!!!!У родителей значительно больше возможностей и шансов повлиять на ребёнка, чем у учителя в школе!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Центр психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ"

Сообщество сказкотерапевтов

Газета "Школьный психолог" 

Мы в контакте

Задать вопрос психологу (для взрослых)

Задать вопрос психологу (для подростков)


Поиск

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Центр практической психологии. г. Орск © 2009